Поурочные планы по сольфеджио скачатьПлан-конспект занятия по сольфеджио «Игровые формы работы на уроке сольфеджио». 1-й класс музыкальной школы.Разделы: Музыка. Класс: 1. Количество детей: 12 человек. Возраст детей: 7 лет. Продолжительность занятия: 45 минут. Раздел программы, к которому относится занятие: занятие затрагивает все разделы программы. Цель занятия: Развитие музыкальных способностей учащихся при помощи использования игровых технологий. Задачи занятия: Обучающие: закрепить теоретические знания учащихся; развивать навык точного интонирования на основе песенок-попевок, навык восприятия и воспроизведения различных метроритмических фигур, навык интонирования и определения на слух интервалов. Воспитательные: воспитывать у учащихся эстетический вкус; воспитывать такие личностные качества как дисциплинированность, внимательность, собранность. Развивающие: развивать музыкальный слух, музыкальную память; развивать творческую инициативу и самостоятельность учащихся. Материальное оснащение занятия: Фортепиано; учебный кабинет. Наглядные пособия: Учебные пособия: Л.Ефремова Пособие по сольфеджио “Учиться интересно!”; О.Берак “Школа ритма”; О.Камозина “Неправильное сольфеджио”. Тип занятия: Урок комплексного применения знаний и умений. Форма занятия: Групповая. Методические приёмы: Объяснение педагога, показ педагога, метод дидактической игры, метод ролевой игры, работа с наглядными пособиями. Дидактический материал: Наглядные пособия (музыкальная лесенка, плакат); карточки; ударные музыкальные инструменты (треугольник, ложки, трещетки, бубны, маракасы). Структура занятия: Организационный момент – 2 минуты Вводная часть – 3 минуты Основная часть – 35 минут Заключительная часть – 3 минуты Подведение итогов занятия – 2 минуты. Ход занятия. Организационный момент. Сообщение темы занятия; цели и задач занятия; проверка готовности учащихся к занятию (наличие у каждого учащегося учебных пособий, нотных тетрадей); настройка внимания учащихся. Вводная часть. Исполнение песни: музыка и слова О. Камозиной “Песенка про сольфеджио” ( Приложение 1 ) Основная часть. 1. Звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала Повторение теоретических сведений: строение мажорной гаммы; вводные, устойчивые, неустойчивые ступени; разрешение неустойчивых ступеней; тоническое трезвучие Пение песенок – попевок ( Приложение 2 ) Пение гаммы F-dur (гамма; вводные, устойчивые, неустойчивые ступени; разрешение неустойчивых ступеней; тоническое трезвучие) с показом всех исполняемых ступеней на дидактическом пособии “Музыкальная лесенка”. Дидактическая игра “Музыкальная лесенка” в F-dur ( Приложение 3 ). 2. Метроритмическое освоение изучаемого материала Повторение теоретических сведений: название длительностей; таблица длительностей; ритм. Дидактическая игра “Ритмохлопы” ( Приложение 3 ). Исполнение ритмической партитуры с применением шумовых инструментов. 3. Диктант Устные мелодические диктанты в игровой форме “Угадай мелодию”. 4. Интервалы. Повторение теоретических сведений: что такое интервал; названия интервалов Исполнение: “Песенка про интервалы” ( Приложение 1 ) Определение на слух интервалов с помощью дидактических карточек. 5. Теоретические сведения. Повторение: динамика как средство музыкальной выразительности; динамические оттенки. Дидактическая игра “Динамический поезд” ( Приложение 3 ) Заключительная часть. Исполнение: Немецкая народная песня “Музыканты” - канон ( Приложение 1 ) Один из учащихся (по желанию) выступает в роли дирижера (тактирует схему размера). Подведение итогов занятия. В ходе занятия учащиеся закрепили теоретические знания по следующим темам: тональности, интервалы, длительности, средства музыкальной выразительности (динамика). Применяемые на занятии игровые формы способствовали развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, а также развитию навыков точного интонирования, восприятия и воспроизведения различных метроритмических фигур, интонирования и определения на слух интервалов. Использование в работе интересного музыкального материала; ярких, на хорошем художественном уровне выполненных наглядных дидактических пособий и дидактических карточек способствовало воспитанию эстетического вкуса учащихся. Используемые на занятии различные виды музыкально-творческой деятельности способствовали развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся. На протяжении всего занятия использование педагогом дополнительного образования игровых технологий поддерживало у учащихся интерес к учебной деятельности, позволило осуществлять её более успешно. Благодаря применяемым на занятии различным игровым формам и методам, урок прошел увлекательно и интересно. Учащиеся на протяжении всего занятия были активны, внимательны, собранны. Методы дидактической и ролевой игры соответствовали возрастным особенностям младших школьников, и способствовали тому, чтобы достаточно сложный учебный материал подать учащимся в доступной, занимательной форме. Цель и задачи занятия выполнены. Список использованной литературы Берак О.Л. Школа ритма. - М.: Классика XXI, 2010. Вахромеева Т.А. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. - М.: Музыка, 2008. Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты. - М.: Музыка, 2011. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. Каноны для детского хора/Сост. Струве Г. - М.: Кифара, 2010. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры. – М.: Просвещение, 2008. Лёхина Л.Н. Путешествие в страну интервалов. - М.: Классика XXI, 2009. Синяева Л.С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. – М.: Классика XXI, 2009. | |
Ссылки для скачивания:
|