Воронова е н экономика культуры скачать

Воронова е н экономика культуры

Тема 1. Культура как сфера экономических отношений.
Экономика культуры изучает экономические отношения, склады­вающиеся в культуре. 1.1. Понятие экономических отношений и культуры. /. 1. 1. Экономические отношения — отношения по поводу про­изводства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Слово "культура" в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.

В современной науке слово "культура" используется в трех основ­ных значениях: /. В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной сре­ды и самого человека. 2. В узком смысле — как совокупность отраслей духовного произ­водства, связанная с непосредственным воздействием на человека. 3. В отраслевом смысле — как отрасль национальной экономики 1 . В настоящем пособии имеется в виду главным образом третье, от­ раслевое измерение этого понятия. 1. 2. Характер экономических отношений в сфере культуры. 70-е годы XX века — дискуссия о характере экономических отно­шений в культуре. Точки зрения: экономических отношений в этой сфере быть не может, так как она не производит материальных благ (преобладающая); в сфере культуры складываются экономические отношения, но они "второсортные".

Об экономических отношениях можно говорить лишь постольку, поскольку в культуре потребляется продукт, создан­ный в материальном производстве. Рубеж 80-х — 90-х годов — поиск новых экономических механиз­мов в культуре. С начала 90-х годов — развитие рыночных отношений, затронув­ших и сферу культуры. В настоящее время общепризнано, что в процессе культурной дея­тельности складываются полноценные экономические отношения, свя­занные с сохранением, созданием, распространением и освоением (по­треблением) культурных ценностей и культурных благ. ' См.: Воронова Е. Н. Экономика культуры: Учебное пособие для менеджеров.

Ря­зань, 1997. С. 90. Специфика экономических отношений в культуре: выделяется стадия сохранения в связи с тем, что здесь накапли­вается большой культурный потенциал; результатами культурной деятельности являются культурные блага и культурные ценности. Понятия культурных благ и культурных ценностей даны в ст.З За-конаРФ"Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы,нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие ис­торико-культурную значимость сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организа­циями и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. Культурные ценности как основа для создания культурных благ.

Возможность превращения культурного блага в культурную ценность. Культурное благо как категория, более адекватная экономике культуры. Становление рынка культурных благ. Основные субъекты рынка: госу­дарство, производители, потребители, посредники (инфраструктура), профессиональная критика. Создателями культурных благ выступают: так называемые "свободные художники", физические лица, осу­ществляющие индивидуальную трудовую деятельность без образования юридического лица; институционально-оформленные структуры: организации (юри­дические лица). Организации культуры как основной производитель культурных благ. Субъекты, с которыми вступают в экономические отношения ор­ганизации культуры: потребители (индивидуальные и организованные); учредители (уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица); властные структуры (за исключением учредителей — уполно­моченных органов государственной власти и местного самоуправле­ния): налоговые инспекции, комитеты по имуществу, земельные коми­теты, отделения казначейства и пр.; спонсоры и благотворители; Инфраструктура культурной деятельности — взаимосвязанныйкомплекс организаций, направлений деятельности и механизмов, обес­печивающий взаимодействие участников культурной деятельности.Элементы инфраструктуры: кассы, специализированные магазины, мас­терские, театральная биржа, продюсерские центры и др.

Необходимость различения существования культуры в рыночных условиях и возможности ее функционирования на рыночных началах. Понятие "провалов рынка" в сфере культуры. Роль государства как од­ного из важнейших субъектов рынка культурных благ. Основные на­правления государственного регулирования: законодательное регулиро­вание культурной деятельности, финансовая поддержка организацийкультуры и творческих работников, социальная защита деятелей куль­туры и искусства и др.



  • Воронова е н экономика культуры

  • Воронова е н экономика культуры
  • Что выбрать: